История Ливии

История Ливии. История слова Ливии уходит своими корнями глубоко в историю. В те древние времена, когда Ливии как государства ещё даже и в помине не было. Греки Ливией называли всю известную им Африку. Римляне называли Африкой покорённую ими провинцию в процессе Пунических войн в том месте, где они разрушили Карфаген и прибрежные районы Ливии.

С давних времен на территории Ливии отмечалось три области:

  • Триполитания, густонаселённая область на побережье Средиземного моря и каменистой пустыней на западе.
  • Киренаика, прибрежный горный район с восточной пепельно-песчаной пустыней.
  • Феззан, сюда входили территории всей центральной части Сахары и её южных просторов, которые доходили до саванны.

В Ливии, не было ни каких политических образований в полть до середины третьего тысячелетия до нашей эры. До сегодняшнего дня пока не было обнаружено, каких ни будь письменных источников или археологических свидетельств, которые могли бы подтвердить это. Древний исторический период, который берёт начало со второй половины третьего тысячелетия до нашей эры и имеет упоминания  в древнеегипетских источниках. В этих источниках имеются описания древних государственных образований возникших на территории современного Ливийского государства. В их число входили Маджаи (вариант Мазиг - известный этноним берберов), Темех, а также Иам. Маджаи и Иам доходили до реки Нил, его левого берега, в районе первого и второго порогов. Эти народы вели ожесточённые войны, как между египтянами, так и между собой. Если судить по археологическим находкам, то можно утверждать что Маджаи и Темех занимались Киренамотыжным земледелием, а так же разведением овец и крупного рогатого скота.Кирена

В период второго тысячелетия до нашей эры на территории современного Ливийского государства, а так же на западе от неё проживали некоторые берберские племена. В то время в Киренаике появилось некое государственное образование Ребу, или как его ещё называют Либу. Впоследствии по имени Либу, Африка, и вся эта земля получили название «Ливия». На побережье Киренаики во второй половине второго тысячелетия до нашей эры стали проживать так называемые «народы моря», которые были выходцами с побережья Эгейского моря. Они и принесли некоторые элементы малоазийской-эгейской культуры. В середине восьмого века до нашей эры Ливийцы-Ребу в союзе с «народы моря» вторглись на территорию Египта. Но египтяне отразили это нападение.

Из Греции в Киренаику в одиннадцатом веке до нашей эры стали проникать первые греческие (ахейские) поселенцы, которые скорей всего застали здесь потомков переселенцев из Эгейды проживающих здесь в четырнадцатом, двенадцатом в веках до нашей эры. За первыми переселенцами последовали и другие. В седьмом веке до нашей эры сюда прибыла довольно крупная группа греков-дорийцев прибывших с одного из островов Средиземного моря, острова Крит, которые и основали город Гурена. Впоследствии под их подчинение попали греческие колонисты, прибывшие ранее, а также их давние соперники финикийцы и некоторые берберские племена. Совместно сними они, и составили эллино-ливийский город-государство Кирена. Довольно интересный факт, что Аристей (или по-другому Аристотель) его наследственный правитель взял ливийский титул «батт» (или баттос). Только этот сам факт свидетельствует о том, какую важную роль несли в себе берберы-ливийцы в новом государстве.

Некоторые жители города Кирены в середине шестого века до нашей эры возглавляемые братьями правившим в то время царём, ушли на запад, и основали там города Барка, Аполлония, Евгесперидис, а также ещё ряд городов.

В Триполитании финикияне в тоже время основали город Лептис, а к западу от него город Эя, впоследствии город Триполи, а также ещё один город, город Сабрата, расположенный ещё дальше. Область Триполитания получила своё название от греческого Триполис. Так же область Триполитания одно время была частью Карфагенской державы, могущественной в то время.Лептис. Театр

Лептис. Арка Септимия СевераВ Ливии, на её севере, находились в те древние времена две средиземноморских цивилизаций, это Триполитания, африканская, и полугреческая Киренаика. Но кроме них так же появлялись и развивались другие очаги цивилизаций. Среди них был оазис Сива, расположенный на границе Египта и Ливии и известный, в то время как оазис Амона. Этот оазис имел важнейшее значение в то время, так как через него проходили караванные пути связывающие Египет, Сахару, а так же страны тропической Африки.

Одной из близ лежащих было царство гарамантов, государство Гарамантида. Тогдашняя столица государства Гарамантида, город Гарама (или Джерма), который славился в то время своими богатствами. В нынешнее время он также сохранил следы былой роскоши и самобытной цивилизации. Вся область современного Феззана, со всеми его городами и оазисами включая город Гадамес известный в античные времена как Кидамус, а также оазисы и горные массивы, расположенные от него к западу и югу, входило в царство гарамантов. Южными соседями гарамантов являлись темнокожие эфиопские племена. На севере граничили с фезанскими племенами в первом веке до нашей эры, по имени которых и была названа одноимённая область. А так же берберскими племенами маков в шестом, пятом веках до нашей эры.

В шестом веке его второй половине до нашей эры сюда прибыли войска Ахеменидов, могущественного персидского царства. Подчинив себе Египет в пятисот двадцать пятом году до нашей эры, персидские войска так и не сумели проникнуть далее на запад. Однако, ливийцы и финикийцы Киренаики, а также греки, вынуждены были признать правление верховной власти над собой царя Персии.

Когда Римская империя распалась, произошло также политическое деление Ливии. Начиная в конце третьего века, Триполитания, до нашей эры, выделяется в отдельную провинцию и входит в Западную Римскую империю. А начиная с 445 года, входит в Вандальско-Аланское королевство. А область Киренаика входит в Восточную Римскую империю.Триполи. Крепость Сен-Жиль

В Ливии особую значимость имело распространение ране византийского, а также римского периодов монотеистических религиозных течений и направлений. В Киренаике и Триполитании, начиная со второго и третьего веков, началось распространения христианства. В шестом веке христианство приобретает статус государственной религии государства гарамантов. И лишь в десятом, одиннадцатом в веках его вытеснил ислам.

После завоевания Египта арабские мусульмане в шестисот сорок втором году совершили один из первых военных походов в Киренаику. В то время столица провинции и главный город провинции Барка, был здан на милость завоевателям без сражения, оказав ни какого сопротивления, откупившись золотом. Годом позднее город Адждабия также постигла такая же участь. После взятия этих городов арабы продолжили свои походы, завоевав, а впоследствии разорив и обложив большой данью города Гараму, Феззан и Триполи. Тогдашний правитель Гарамского царства был пленён, а его царство просуществовавшего 1,5 тысячелетия кануло в лету веков. Арабские наместники и халифы со временем распространили и укрепили свою власть по всем районам Ливии. Все три области Феззан (Феззан входил до начала десятого века), Киренаика, а также Триполитания находились в составе одного государства. Вначале Омейядского, далее Аббасидского, имевшего на территории Ливии вассальное государственное образование Аглабидов, а так же Фатимидского халифата. И даже то время географы арабы определяли 3 области Барку (Киренаику), Тараблюс (Триполитанию) и Феззан.

В середине одиннадцатого века через Египет из Аравии начали продвигаться на запад арабские бедуинские племена. Из за внутренних раздоров между феодальными династиями и племенами берберов, бедуинские племена завоевали всю территорию Магриба, от Мавритании до Триполитании, сделав из городов крепости, а из пашен пастбища для выпаса скота. В скором времени, к концу двенадцатого, тринадцатого веков, все три ливийские области арабизировались. И только Джебель-Нефус и небольшое количество других оазисов остались принадлежать ибадитским и берберским племенам. Основное население областей Киренаики и Триполитании были кочевники-бедуины.

Во времена больших географических открытий, во второй половине второго тысячелетия нашей эры, великие державы Европы начали завоевание стран Магриба. Уже в 1510 году испанцы захватили город Триполи, где и была расположена 5000 армия испанцев. А местного населения осталось не более шестидесяти семей. А в 1530 году город Триполи испанцы передали Мальтийскому ордену. Вместе сними, в союзе, действовал от имени Хафсидов тогдашний тунисский правитель. Мальтийские рыцари при помощи него подчинили себе Триполитанское побережье, западную его часть. Так как триполитанцы сами не могли освободиться от рыцарей Мальтийского ордена, были вынуждены просить помощи у османского султана. Вследствие чего турки-османцы, установившие к тому времени своё влияние над Алжиром, Тунисом, а также Египтом, уже в 1531 году начали вести военные действия за Триполи. После двадцати летней войны они принудили местный мальтийский гарнизон капитулировать. После чего они присоединили к своей империи Барку и Триполитанию. Позже Феззан также был завоёван ими.

Вся богатая история Ливии и населяющих её нарды тесно связана с постоянной борьбой за свою независимость против колониальных захватов как со стороны османской империи, так и против экспансии со стороны стран старого и нового света.

Управление Ливией турецкими султанами делят на два периода. Первый период правления начинается с момента начала завоевания её турками и до тридцатых годов девятнадцатого века, и называется первым турецким правлением. Второй период правления начинается с 1935 года и кончается 1911 годом. Как раз в этот период происходит утверждение династии Караманли на территории Западной Триполи. Её зависимость от Высокой Порты носило лишь номинальный характер. Династия Караманли в значительной мере проводила как внешнюю, так и внутреннюю политику. Как раз в этот период, относящийся ко второму турецкому правлению, отмечается усиление массовых выступлений местного ливийского населения против турецкого и другого чужеземного правления.

Ливийский народ вёл национально-освободительную борьбу в особых, специфических условиях. Национально-освободительное движение развивалась в годы перед первой мировой войной, в период возникновения итало-турецкого конфликта переросшего в ожесточённые боевые действия с 1911 года по 1912год. В результате национально-освободительное движение ливийского народа вылилось в массовое борьбу против итальянского колониального правления, достигшей своей наивысшей точки в двадцатые годы. В это время борьбу ливийского народа против иноземного колониального правления легендарный, впоследствии казнённый итальянцами в тысяча девятьсот тридцатом году, Омар аль-Мухтар.

Новая волна национально-освободительного движения поднялась во время второй мировой войны. После поражения немецко-итальянских войск на всей территории Северной Африки давало надежду на обретение долгожданной свободы и не зависимости от иностранного правления. Но этим надеждам не было суждено сбыться. Франция и Англия установили в Ливии оккупационный режим правления, отказавшись от своих же обещаний в предоставлении ливийскому народу свободы и независимости после окончания второй мировой войны. Но Англия и Франция были не единственными, кто имел на Ливию свой взгляды. В Ливии также прочно обосновалось и США, упрочив своё присутствие не только различными компаниями, но и военными базами. Но уже в 1951 году Ливия, наконец, то обрела долгожданную независимость. Ливия стала первым арабским государством, кто приобрёл независимость от иностранного присутствия. Огромную и наверное главную роль в этом сыграл первый и последний король Ливии, эмир Идрис ас-Сенуси.

Пока нет комментариев.

Нет трэкбэков.