Адорно (Adorno) Теодор (фамилия отца — Визенгрунд (Wiesengrund); Адорно — фамилия матери) родился 11.9.1903 года в немецком горде Франкфурт-на-Майне, скончался 6.8.1969 году в швейцарском городе Бриг. Адорно Теодор немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931—33 годах доцент Франкфуртского университета. После 1933 года в эмиграции в Англии, с 1938 года в США. С 1949 года во Франкфурте-на-Майне; профессор университета (с 1950), руководитель института социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая Адорно Теодор совместно с немецким социологом М. Хоркхеймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти — психоанализа З. Фрейда. В центре внимания Адорно Теодора — критический анализ изменений в характере человека в так называемом управляемом обществе, в понятии которого Адорно Теодор в сущности отождествляет буржуазное и социалистическое общество. В период пребывания в США Адорном и его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования так называемой авторитарной личности, рассматриваемой как психологическая предпосылка фашизма («Авторитарная личность», 1950). Вслед за В. Беньямином Адорно видит цель философии не в «конструировании всеобщего», а в раскрытии специфики единичного и особенного («Отрицательная диалектика», 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм и неопозитивизм.

В философско-эстетической концепции «новой музыки» Адорно ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в современном буржуазном обществе. С этой точки зрения Адорно критикует неоклассицизм И. Стравинского как «реставрацию» отживших музыкальных форм («Философия новой музыки», 1949), массовую стандартизованную музыкальную культуру и ложное музыкальное сознание, утрачивающее способность к восприятию художественной формы как целого. Автор ряда музыкальных произведений (ученик А. Берга). Свойственная работам Адорно афористичная лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крауса. В ряде работ и выступлений Адорно содержатся выпады в отношении общественной и культурной жизни социалистических стран. Оказал значительное воздействие на современную буржуазную социологию, философию и музыковедение.

Сочинения: Zur Metakritik der Erkenntnisthcorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1—3, Fr./M., 1958—65; Klangfiguren, В., 1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gött., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dialektik, Fr./M., 1966.
Дополнительная литература: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228—31; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, «Вопросы философии», 1968, № 3; Давыдов Ю., Негативная диалектика «Негативной диалектики» Адорно, «Советская музыка», 1969, № 7—8.

Ссылки для перехода в следующие разделы: