Нойшванштайн (также Нейшванште́йн, нем. Schloss Neuschwanstein [nɔy’ʃvanʃtain], буквально: «Новый лебединый камень (утёс)») — знаменитый замок короля Баварии Людвига II. Расположен замок на юге Германии в земле Бавария на северном склоне горного хребта Аммер Баварских Альп. Всего в нескольких километрах южнее замка проходит граница с государством Австрия. Замок Нойшванштайн окружают живописные природные горные и равнинные ландшафты. Недалеко от замка находятся несколько озёр: Альп, Шван, Форгензе, Банвальд. На западе от замка находится не большой городок Фюссен, Швангау и ряд мелких населённых пунктов. Всего примерно в километре на запад расположен ещё один замок Германии — Хоэншвангау.

НойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайн

5 сентября 1869 года был заложен первый камень, с этого можно считать начало строительства замка, если не считать подготовительные работы, начатые немного ранее. Замок построили на месте двух старых полуразрушенных крепостей, переднего и заднего Швангау. По приказу Людвига II верх скалы был взорван и тем самым опушен на 8 метров ниже прежней высоты. Строительство замка было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. Мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, так называемые «ведуты» (живописные изображения). Король настоял на личном одобрении каждого чертежа, и его участие в разработке оказалось столь значительным, что замок стали считать его личным творением. В 1869—1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе, однако спустя десятилетие так и не были завершены, и король решил переселиться в недостроенный замок в 1884 году. Год спустя в замке отметили 60-летие матери Людвига Марии. В общей сложности король прожил в замке 172 дня, и в момент его смерти в июне 1886 года строительство все еще не было закончено.

НойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайн

В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля в 1886 году все строительные работы были приостановлены. На момент смерти короля стоимость замка превысила семь с половиной миллионов марок, при изначальной стоимости всего проекта в 3,2 миллиона. Сам король остался должен своим кредиторам ещё большую сумму. Всего через шесть недель после смерти Людвига вступивший в права регент принял решение открыть замок для платного посещения, чтобы вернуть долги, а также постепенно завершить проект. В течение нескольких лет работы завершились, но планы короля не были воплощены в полной мере: не был окончательно достроен рыцарский зал, 90-метровая башня с церковью не была построена вообще, так же как и ещё несколько помещений, и большой парк с террасами и фонтаном к западу от строения. Тем не менее, замок оказался главной местной достопримечательностью, к 1899 году долг был полностью погашен, и с этого момента Нойшванштайн стал стабильным источником дохода для казны, по сей день продолжая привлекать всё новых и новых туристов со всего мира.

Богатое убранство внутренних помещений также восхищает своим богатством. Идею вартбургских залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты.

НойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайнНойшванштайн

Несмотря на то, что тронный зал не был завершён, он является самым впечатляющим и несёт религиозный оттенок. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о связи между богом и королём. Полотна Вильгельма Хаусшильда над пустым тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Завершается ниша изображениями Христа, Марии и Иоанна. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов. Мозаичный пол работы Детона из Вены показывает небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн — пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита. В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив — то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь — геральдическая птица старинного рода графов Швангау — преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.