Аваз Отар-оглы узбекский поэт, просветитель

Аваз Отар-оглы

Аваз Отар-оглы узбекский поэт, просветитель. Родился в семье брадобрея (цирюльника) 15 августа 1884 года в городе Хиве, скончался там же в 1919 году. Аваз Отар-оглы родился одарённым ребёнком, уже с ранних лет стал проявлять интерес к знаниям, также с ранних лет у Аваза Отар-оглы проявились и поэтические дарования. Учась в медресе Аваз Отар-оглы постигал арабский и персидский языки. Знание этих языков дало молодому Авазу Отар-оглы прочитать и изучить произведения классиков восточной поэзии и литературы. В это же время начал писать стихи, где широко использовал фольклорные образы. Уже в свои 18 лет молодой Аваз Отар-оглы приобрёл большую известность стал народным поэтом Хорезма. Хивинский хан Мухаммад-Рахим II, обратив внимание на талант юноши, приблизил его к своему двору сделав придворным поэтом.

Приближённость к ханскому двору позволило большую часть своего времени Аваз Отар-оглы проводил в библиотеке ханского двора, где изучал творчество классиков восточной литературы. Исполняя свои основные обязанности придворного поэта, где поэт должен был прославлять походы хана и увеселительные пиршества, всячески восхвалять его достоинства, он стал свидетелем бесконечных интриг придворных, несправедливости и порочности дворцовой жизни. Не смирившись с лицемерием и подлостью дворцовой жизни Аваз Отар-оглы покидает дворец и становится простым цирюльником, как и его отец. В заботах своей повседневной жизни он, как и все труженики, испытывает все тяготы выпавшие на долю простого народа. Не смотря на все трудности жизни Аваз Отар-оглы не оставляет поэтического творчества. Творческий период с 1910-1919 гг. у Аваза Отар-оглы был наиболее плодотворным. Его стихотворения, проникнутые остросоциальными мотивами, где он выражает мечты и чаяния народа получили большое признание. Стихи Аваза Отар-оглы (стихотворения «К верхушке мусульманского духовенства», «К чиновникам», «Воинствующие варвары» и др.), призывающие к свободе и просвещению, осуждающие несправедливость, продажность и лицемерие вызвали гнев хивинского хана.

За свои обличительные стихи в 1912 году Аваз Отар-оглы был подвергнут жестокому наказанию, объявлен сумасшедшим и находился под строжайшим надзором на хивинском кладбище. Не смотря на бесконечные оскорбления и притеснения, которые подорвали здоровье поэта, но он продолжает писать стихи. Творчество Аваза Отар-оглы имело большое значение, как в развитии, так и в сближении узбекской литературы и поэзии с жизнью народа в реальном отображении действительности.

Диван (сборник стихов) Аваз Отар-оглы «Счастье благоденствия» («Саодат улиқбол») насчитывает 1700 газелей. При жизни поэта были изданы два сборника его стихов. В 1920 – 1921 годах стихи Аваза Отар-оглы печатались в газете «Инклаб куеши» («Солнце революции»). Умер Аваз Отар-оглы в 1919 г. в Хиве.

По форме стихи Аваза Отар-оглы разнообразны (рубаи, газели, кыта, мухаммасы и др.). Продолжая традиции классической узбекской литературы, поэт использовал фольклорные образы.

Танланган асарлар, Тошкент, 1956, в рус. пер. — Избр. произв., Таш., 1951.
Юсупов Ю., Аваз, Адабий — биографик очерк, Тошкент, 1954; Мирзаев В., Аваз Утар угли, Тошкент, 1961; Каримов Г., Узбек адабиёти тарихи, т. 3, Тошкент, 1966; Кор-Оглы Х. Г., Узбекская литература, М., 1968.