Календарь (от лат. calendarium, буквально — долговая книга; в таких книгах указывались первые дни каждого месяца — календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты), система счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил. В развитии календарей находят отражение условия хозяйственного уклада народов.

Астрономические основы календаря.

В календарях используются астрономические явления: смена дня и ночи, изменение лунных фаз и смена времён года. На их основе установлены единицы измерения больших промежутков времени: средние солнечные сутки (24 ч), синодический месяц (29 сут 12 ч 44 мин 3 сек среднего солнечного времени) и тропический год (365 сут 5 ч 48 мин 46 сек среднего солнечного времени). Невозможно подобрать такое целое число тропических лет, в которых содержалось бы целое число синодических месяцев и целое число средних солнечных суток; все эти три величины несоизмеримы. Именно этим объясняются сложность построения календарей, появление на протяжении нескольких тысячелетий многочисленных календарных систем, стремящихся преодолеть эти сложности. Попытки согласовать между собой сутки, месяц и год привели к тому, что в разные эпохи у различных народов были созданы три рода календарей: лунные, основанные на движении Луны и созданные с целью согласовать течение суток и лунного месяца; лунно-солнечные, содержавшие попытки согласовать между собой все три единицы времени; солнечные, в которых приблизительно согласовываются сутки и год.

Календарные эры.

Последовательный счёт лет во всех системах календарей ведётся от какого-либо исторического или легендарного события — начальной эры. В большинстве стран мира применяется так называемое христово летосчисление, впервые предложенное в 6 веке римским монахом Дионисием Малым; начальной эрой в нём служит «рождество Христово». В СССР (России) эта эра сокращённо обозначается н. э., что значит «наша эра» (или «новая эра»).

Лунные календари.

В лунном календаре год делится на 12 месяцев, содержащих попеременно 30 или 29 суток. Всего в лунном году 354 суток. Чтобы первый месяц каждого года приходился на новолуние (это — одно из требований лунного календаря), в определенные годы в последний месяц добавляются дополнительные сутки; годы в 355 суток являются високосными. Так как лунный год короче солнечного примерно на 11 суток, то начало лунного года ежегодно переходит на более раннее время и может приходиться на любой месяц солнечного года. Так, в 1973 году начало лунного года падает на 4 февраля, в 1974 году — на 25 января, в 1975 — на 14 января, в 1976 — на 3 января и 23 декабря, в 1977 — на 12 декабря, в 1978 — на 2 декабря, в 1979 — на 21 ноября, в 1980 — на 9 ноября и так далее. Семидневная неделя по дням совпадает с днями недели солнечного календаря. Лунный календарь получил широкое распространение в мусульманских странах, где он называется лунной хиджрой. Начало летосчисления в этом календаре приходится на 16 июля 622 года н. э. В современную эпоху лунный календарь применяется в Алжире, Ираке, Кувейте, Ливане, Ливии, Мавритании, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Сирии, Сомали, Судане, Тунисе и ряде других стран.

Лунно-солнечные календари.

Эти календари — наиболее сложные, так как в них согласуется движение Солнца со сменой лунных фаз. В основе лунно-солнечных календарей лежит соотношение: 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (с ошибкой менее чем в 1,5 ч). В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев (по 29—30 дней) и 7 лет по 13 лунных месяцев. Дополнительные месяцы вставляются в следующие годы 19-летнего цикла: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й. Лунно-солнечные системы календарей в древности применялись в Вавилонии, Китае. Иудее, Греции, Риме и некоторых других странах. В 20 веке лунно-солнечный календарь является официальным в Израиле, где начало года приходится на один из дней периода с 5 сентября по 5 октября. В ряде стран Дальнего Востока (Вьетнам, Китай, Корея, Монголия, Япония и некоторые др.) в быту находит применение 60-летний циклический календарь, в котором начало года приходится на один из дней периода с 20 января по 20 февраля.

Солнечные календари.

Одним из первых солнечных календарей был египетский, созданный в 4-м тыс. до н. э. В этом календаре год состоял из 365 дней. Он делился на 12 месяцев по 30 дней каждый; в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев. К солнечным календарям относятся: юлианский; григорианский: республиканский календарь Великой французской революции; единый национальный календарь Индии; проектируемый так называемый Всемирный календарь и некоторые другие. В современную эпоху международный календарь является григорианский.

Юлианский календарь.

Современный календарь берёт начало от древнеримского солнечного календаря, который был введён с 1 января 45 года до н. э. в результате реформы, осуществленной в 46 году до н. э. Юлием Цезарем (отсюда название). День 1 января стал также началом нового года (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Средняя продолжительность года в юлианском календаре была принята равной 365 1/4 суткам, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Для удобства 3 года подряд считали по 365 дней, а четвёртый, високосный, — 366 дней. Год разделялся на 12 мес., за которыми были сохранены их древние названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Было упорядочено число дней в месяцах: все нечётные месяцы имели по 31 дню, а чётные — по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней. В 44 году до н. э. в честь Юлия Цезаря месяц квинтилис (пятый) был переименован в июль, а в 8 году до н. э. месяц секстилис (шестой) — в август в честь римского императора Августа. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счёт февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября — на декабрь. Правильное применение юлианского календаря началось с 7 года н. э.; с этого времени все годы юлианского календаря, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. В 325 году н. э. на Никейском соборе юлианский календарь был принят христианской церковью.

Григорианский календарь.

Вследствие того, что продолжительность юлианского года больше тропического на 11 мин 14 сек, то за 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. Поэтому к концу 16 века весеннее равноденствие, которое в 325 году н. э. приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта. Ошибка была исправлена в 1582 году, когда на основе буллы папы римского Григория XIII была произведена реформа юлианского календаря. Для его исправления счёт дней был передвинут на 10 суток вперёд, и день после четверга 4 октября предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Так весеннее равноденствие вновь было возвращено на 21 марта. Чтобы избежать новой ошибки, было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счёта 3 дня. Таким образом, вместо 100 високосных дней на каждые 400 лет в юлианском календаре в новом календаре их стало только 97. Из числа високосных были исключены те вековые годы (годы с двумя нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4. Такими годами, в частности, являлись: 1700, 1800 и 1900. Исправленный календарь получил название григорианского календаря, или нового стиля (в отличие от юлианского, за которым укрепилось название «старый стиль»). Средняя длина года в нём превосходит продолжительность тропического всего на 26 секунд, что приводит к ошибке в одни сутки лишь за 3280 лет. Разница между старым и новым стилями составляет: для 18 века 11 суток, для 19 века 12 суток и для 20 века 13 суток.

Григорианский календарь в разных странах был введён в разное время. В 80-х годах 16 века он был введён в Италии, Испании, Португалии, Польше, Франции, Люксембурге, Южных Нидерландах, Баварии, Австрии, католических кантонах Швейцарии и в Венгрии. В других странах он стал применяться в начале 17 века (Пруссия), конце 17 века (протестантская часть Германии, Норвегия, Дания), в 18 веке (Сев. Нидерланды, Великобритания, Швеция и Финляндия), в 19 веке (Япония) и в 20 веке (Китай, Болгария, Румыния, Греция, Турция, Египет). В России григорианский календарь был введён после Великой Октябрьской социалистической революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года (опубликован 25 и 26 января 1918), в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток и после 31 января 1918 года считалось не 1, а 14 февраля. Дни недели в обоих календарях совпадают и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется. Так, 10 апреля 1870 года по старому стилю и 22 апреля 1870 года по новому стилю приходятся на пятницу. К середине 20 века григорианским календарём пользуются практически все страны мира.

Древнерусский календарь.

У древних славян год делился на 12 месяцев, названия которых были тесно связаны с наблюдавшимися явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от местного климата в разных районах получили различные наименования. Наиболее установившиеся из них: сечень (январь) — время вырубки леса; лютый (февраль) — лютые морозы; березозол (март) — существуют несколько толкований: начинает цвести берёза, брали сок из берёз, жгли берёзу на уголь; цветень (апрель) — цветение садов; травень (май) — зеленеет трава; червень (июнь) — краснеют вишни; липец (июль) — цветение липы; серпень (август) — от слова «серп» — время жатвы; вересень (сентябрь) — цветение вереска; листопад (октябрь) — опадение листьев у деревьев; грудень (ноябрь) — от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге; студень (декабрь) — студёно, холодно. Многие древнеславянское название месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках (в частности, в украинском, белорусском и польском).

В 10 веке, с принятием христианства, в Древнюю Русь перешло и летосчисление, применявшееся римлянами: юлианский календарём, римские наименования месяцев и семидневная неделя. Счёт годов в нём вёлся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до н. э. Год начинался с 1 марта, когда приступали к с.-х. работам. Так продолжалось до конца 15 века, когда начало года было перенесено на 1 сентября Указом Петра I (от 15 декабря 1699) в 1700 году в России были введены христианское летосчисление и начало года с 1 января. Указом предписывалось день после 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» считать 1 января 1700 года от «рождества Христова».

Календарь Великой французской революции.

Был введён постановлением Национального конвента от 5 октября 1793 года. За начало счёта лет была принята дата уничтожения королевской власти и провозглашения Республики — 22 сентября 1792 года, совпавшая в этом году с днём осеннего равноденствия. Год разделялся на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Названия месяцев отражали явления природы, метеорологические и с.-х. условия климатической зоны Франции. Для согласования продолжительности календарного и тропических годов в конце каждого года добавлялось ещё 5, а в високосные годы 6 дней. Вместо семидневной недели месяц делился на три декады. 1 января 1806 года республиканский календарь Великой французской революции был заменен григорианским. См. также Республиканский календарь.

Всемирный календарь.

Григорианский календарь имеет ряд недостатков: неодинаковая продолжительность месяцев (28, 29, 30, 31 день), неравенство кварталов (90,91, 92 дня), неравенство полугодий (181, 182, 184 дня), несогласованность чисел месяцев с днями недели. Поэтому ещё в 19 веке стал обсуждаться вопрос о реформе календаря, то есть о введении такого календаря, который был бы свободен от указанных недостатков действующего календаря. В разных странах было разработано много проектов нового календаря. Так, в одном из них было предложено календарный год считать содержащим 364 дня (4 квартала по 91 дню и по 13 полных недель в квартале), каждый из которых всегда приходится на один и тот же день недели. Для согласования его с тропическим годом в конце каждого года необходимо добавлять один вненедельный день («День мира») и один раз в 4 года после 30 июня добавлять второй вненедельный день («День високосного года»).

Однако сложные политические, экономические взаимоотношения между странами мира не позволяют проводить реформу календаря только в национальных масштабах. Проблемой реформы календаря занимается международная организация — Экономический и Социальный совет ООН.

Дополнительная литература: Идельсон Н. И., История календаря, Л., 1925; его же. Календарь, в кн.: Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., т. 19, М., 1953; Сюзюмов М. Я., Календарь, в кн.: Советская историческая энциклопедия, т. 6, М., 1965; Селешников С. И., История календаря и хронология, М., 1970 (имеется подробная библ.); Цыбульский В. В., Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока, М., 1964; Ginzel F. К., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, Bd 1—3, Lpz., 1906—14.