Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Площадь, открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелёными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств. Предшественниками городских площадей были парадные дворы дворцовых и храмовых комплексов Крита, Египта, Вавилонии, Ассирии. Их прямоугольный план и периметрическую застройку унаследовали древнегреческие агоры и древнеримские форумы. Столь же замкнутый характер (при почти всегда нерегулярном плане) имели площади европейских городов 12—14 вв.; главные площади были торговые площади. В эпоху Возрождения создавались обычно площади с очертаниями в виде правильной геометрической фигуры (прямоугольник, трапеция); большое значение приобрели площади для гражданских собраний со зданием городского управления и лоджией для заседаний патрициата. Барокко вводит в практику градостроительства круглые, многоугольные и сложных очертаний площадей.

Большую общественную и градостроительную роль играли кремлёвские, торговые, соборные площади в русских средневековых городах. В 18 веке получили широкое распространение площади с открытой пространственной композицией. Выдающиеся образцы площадей различного назначения были созданы архитекторами русского классицизма в последней трети 18 — 1-й трети 19 вв.

В современном градостроительстве городские площади делятся на два типа: транспортные и пешеходные. Транспортные площади выполняют функции узлов движения городского транспорта; площади с большой интенсивностью движения иногда сооружают в нескольких ярусах (на поверхности земли, подземные, надземные) для развязки движения транспорта в разных уровнях. Транспортные площади часто имеют конкретное специализированное назначение: например, вокзальные площади (на которых должны быть разделены потоки пассажиров, направляющихся на посадку и прибывающих), площади с обширными стоянками автомобилей перед крупными заводами, стадионами, зрелищными и выставочными сооружениями (на таких площадях должны быть разделены потоки людей, направляющихся на работу или в зрелищные учреждения, и потоки людей, возвращающихся обратно). Площади, предназначенные преимущественно для движения пешеходов, также могут иметь специализированное назначение: главные площади — парадный и представительный центр города, театральные, торговые, мемориальные (в честь больших исторических событий, выдающихся государственных деятелей, учёных, мастеров искусства). Такие площади, в композицию которых зачастую включаются произведения монументальной скульптуры и живописи, иногда являются выдающимися архитектурными ансамблями и в значительной мере определяют облик населённых мест. Главные площади или системы главных площади, являющиеся ядром центра города, обычно имеют большие размеры и наиболее впечатляющую, монументальную застройку (например, здания общегосударственных и городских учреждений); здесь проводятся парады, праздничные демонстрации, митинги, народные гуляния. В современном градостроительстве вблизи парадных, главных площадей, на которых размещены здания, привлекающие значительное число работающих, зрителей, посетителей и пр., размещают специальные транспортные площади для временной стоянки автомобилей. площади различного назначения могут иметь озеленение в центральной части (преимущественно партерное; см. Партер) или по периметру, либо смешанное. В садово-парковых площадях партерная часть обычно сочетается с деревьями и кустарниками, кронам которых стрижкой придают определённую геометрическую форму, или с естественными куртинами зелёных массивов, обрамляющих площади. См. также статьи Градостроительство, Дворцовая площадь, Искусств площадь, Красная площадь, Марсово поле, Островского площадь.

Литература для более расширенного ознокомления:

  • Брикман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, М., 1935;
  • Бунин А. В., История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953;
  • Баранов Н. В., Композиция центра города, [М., 1964];
  • Основы советского градостроительства, т. 2, 4, М., 1967—69.

Де Шатийон Н. Королевская площадь (Париж).

Н. де Шатийон. Королевская площадь (ныне площадь Вогезов) в Париже. 1606—2 (фрагмент из плана Тюрго. 1734—39). Обстроена зданиями с одинаковыми фасадами. В центре монумент Людовика XIII.

Планы городов Западной Европы в 16-19 вв.

Планы площадей в городах Западной Европы в 16—19 вв.

  1. Пьяцца дель Пополо в Риме:
    • 1—1 — улица Виа дель Корсо (восходит к античному периоду);
    • 2—2 — улица Виа дель Бабуино (проложена в 1534—49);
    • 3—3 — улица Виа ди Рипетта (пробита в 1513—21);
    • 4 — обелиск (1589); 5 — церковь Санта-Мария деи Мираколи (1662);
    • 6 — церковь Санта—Мария ин Монте Санто (1662);
    • 7 — рампы (1816—20);
    • 8 — терраса Пинчо (1816—20).
  2. Королевская площадь (ныне площадь Биржи) в Бордо. 1728. Архитекторы Ж. Габриель и Ж. А. Габриель (1 — набережная; 2 — монумент Людовика XV)

Площадь Островского и улица зодчего Росси в Ленинграде (план).

Ансамбль площади Островского и улицы зодчего Росси в Ленинграде. 1816—34. Архитектор К. И. Росси. План.

Площадь св. Петра в Риме. План.

Площадь св. Петра в Риме. 1657—63. Архитектор Л. Бернини. План.

Планы городов Западной Европы в 16-19 вв.

Планы площадей в городах Западной Европы в 16—19 вв.

  1. Пьяцца делла Синьория во Флоренции:
    • а — Палаццо делла Синьория (начато в 1298);
    • б — улица Уффици (1560—1585);
    • в — Лоджия деи Ланци (около 1376—80);
    • г — статуя «Давид» (1501—04);
    • д — фонтан Нептуна (1575).
  2. Пьяцца Сан—Марко и Пьяццетта в Венеции:
    • а — собор Сан—Марко (829—832, перестроен в 1073—95);
    • б — Дворец дожей (строился с 9 в.);
    • в — Старая библиотека Сан—Марко (1536—54, окончена в 1583);
    • г — кампанила (888—1517);
    • д — Старые Прокурации (1480 и 1511—14);
    • е — Новые Прокурации (1584—1611 и 1640);
    • ж — колонны из гранитных монолитов, привезённых в 1127 из Египта.
  3. Пьяцца Санта—Мария делла Паче в Риме. Середина 17 в. Архитектор Пьетро да Кортона (1 — церковь Санта—Мария делла Паче, 1480-е гг.).
Брикман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, М., 1935; Бунин А. В., История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953; Баранов Н. В., Композиция центра города, [М., 1964]; Основы советского градостроительства, т. 2, 4, М., 1967—69.