Эрмитаж — государственный художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге (при СССР Ленинград), один из крупнейших музеев мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (архитектор В. В. Растрелли, 1754—62), Малый Эрмитаж (архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот, 1764—67) и Старый Эрмитаж (архитектор Ю. М. Фельтен, 1771—87), здание театра (архитектор Д. Кваренги, 1783—87) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце, 1839—52). Расположен в центре Санкт-Петербурга на берегу реки Нева. Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от французского ermitage — место уединения; позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и других мастеров искусства. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 году насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций Эрмитажа происходило и в 19 веке, когда в Эрмитаж стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание — Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 века не допускались. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 году значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920 году. После Октябрьской революции 1917 года коллекция Эрмитажа значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и других, музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. Была осуществлена перестройка всей деятельности Эрмитажа, организация новых отделов. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годах значительная часть коллекций Эрмитажа была эвакуирована в Свердловск, но в Эрмитаже продолжалась научная и музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий «Галерею 1812 года» — портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812 года); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость — 3,5 млн. человек в год. Эрмитаж ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев. Награжден орденом Ленина (1964).
Бенуа А., Путеводитель по картинной галерее имп. Эрмитажа, СПБ, 1911; Эрмитаж за 200 лет (1764—1964). История и состав коллекций, работа музея, Л. — М., (1966); Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись, (2 изд.), т. 1, Л., 1976.