Государство, что такое государство, это вид образования политической системы общества заключённой в определённые территориальные границы, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку государство строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Известны различные типы государств — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации государства — монархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская республика, унитарное государство и союзное государство (федерация). К середине 1971 года существовало около 150 государств.
Основные признаки государства: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства (специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Государство, по определению В. И. Ленина, «... всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 72). Механизм государства становится всё более сложным и разветвленным по мере усложнения жизни общества в её социально-политических и технико-экономических аспектах; 2) наличие права, то есть обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство как политическая власть закрепляет определённый порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма; 3) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Выступая как территориальная организация, государство активно способствовало процессу формирования наций.
Государство — основное, но не единственное политическое учреждение классового общества; наряду с государством в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и так далее, которые в совокупности с государством образуют политическую организацию общества. Отличие государства от других политических институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудие). См. также Суверенитет.
Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историческими рамками. Первобытнообщинный строй не знал государства. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось государство и его аппарат. С появлением государства этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны исторические формы государства, государственной власти и организации аппарата государства, его сущность, природа его отношений с обществом — это политическая власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью государства политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономическое и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с другими государствами и странами.
Государство, таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономическим базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис государства, переход от одного исторического типа государства к другому. В ходе истории государство приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, то есть государство может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
На протяжении длительного периода истории в классово антагонистических формациях государство существовало как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым большинством. Основная функция государства этого типа состояла и состоит в закреплении и охране экономических и политических условий эксплуатации и господства имущих классов, подавлении сопротивления неимущих масс населения. В отношении господствующего класса государство выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, то есть большинства населения, — как орудие подавления. Вместе с тем государство как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общею социальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п.). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности государства «...выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422). Однако главное в деятельности эксплуататорского государства определяется именно этой противоположностью: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 75). Лишь в 20 веке в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в России возникает совершенно новый тип государства — социалистическое государство, представляющее собой политическую власть трудящегося большинства, а затем и всего народа (общенародное государство) и открывающее перспективу перехода, с ликвидацией классов, к без государственным формам управления обществом.
До буржуазная социально-политическая мысль выдвинула различного рода религиозно-теократические представления о государстве, а также так называемую «патриархальную теорию», рассматривавшую государство как продолжение отцовской власти в семье. Однако она, как правило, не различала общество и государство. Буржуазная наука также не дала удовлетворительного ответа на вопрос о сущности государства. В. И. Ленин отметил, что «...едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки... как вопрос о государстве» (там же, с. 66). Основное в подходе буржуазной науки к государству — неприятие тезиса о государстве как орудии классового господства вообще, как орудии классового господства капитала. Широко распространённое в буржуазной литературе определение государства как сочетания власти, населения и территории является поверхностным, формальным и неполным именно потому, что оно игнорирует классовое господство как конструктивный фактор, объединяющий эти три признака в понятие государства. Представители органической теории государства изображают государство в виде особого живого организма, переносят на него биологические законы, оправдывая тем самым как естественные явления, с одной стороны, угнетение масс эксплуататорским государством, а с другой — экспансионистские устремления государства. Другое направление — так называемая юридическая школа — скрывает социально-экономическую основу государства за его юридической трактовкой, рассматривая государство исключительно как правовое явление («юридическое олицетворение нации», «персонификация правового порядка» и т. п.). Неоднократно предпринимались откровенно идеалистические попытки трактовать государство как порождение особых духовных начал, «идею государства». В современной буржуазной политической науке преобладает психологическая концепция государства, объясняющая государство наличием в человеческой психике стремлений — «импульсов» — власти и подчинения.
Подлинно научное учение о государстве было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Его создание позволило раскрыть сущность государства как социального явления, установить его внутренние, коренные, качественные черты, основные цели и функции, его роль в классовом обществе, отражение сущности государства в различных формах и политических режимах. Марксистское учение о государстве, вскрывающее закономерности развития государства в ходе смены общественно-исторических формаций, — важный исходный пункт теории социалистической революции и путей коммунистического преобразования общества.
Исторические типы государства. Каждой классовой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства. Смена исторических типов государства — закономерный процесс ликвидации устаревших форм государственной организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упрочению более развитого социального строя. Поэтому функции каждого последующего типа государства, методы их осуществления и его политические формы богаче и сложнее, чем организация политической власти предшествующих формаций.
Первым в истории государством было рабовладельческое государство — диктатура класса рабовладельцев. Сущность этого государства отражала первое крупное классовое деление общества — на рабов и рабовладельцев. Возникновение рабовладельческого государства относится к 4—3-му тысячелетию до нашей эры, когда происходило формирование государства в Древнем Египте, Древнем Китае и на территории Двуречья. В рамках этого типа государства можно выделить государства Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Ассирия и др.), в которых сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Особенности развития производительных сил (в частности, необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений) обусловили довольно значительную экономическую роль государства в этих странах, где характерной формой правления являлась деспотия, деспотическая монархия. Наиболее полного развития система рабовладельческого государства достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В государстве развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) или демократическая республика (Афины). Однако при этом разнообразии форм правления любое государство древности «...было государством рабовладельческим все равно — была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин В. И., там же, т. 39, с. 74).
Феодальное государство возникло в связи с зарождением феодальных производственных отношений. Его возникновение в Европе относится к 5—11 веках. Основу феодального общества составляла собственность феодала на землю, а феодальное государство являлось диктатурой класса феодалов. Основной формой правления феодального государства является монархия в различных её вариантах. Для периода феодальной раздробленности характерна раннефеодальная монархия, когда при наличии слабой центральной власти в государстве имелось множество самостоятельных или на половину самостоятельных государств (княжеств, сеньорий и т. п.). В процессе централизации государственной власти сложилась сословно-представительская монархия. Одной из опор центральной власти в этом процессе являлись зажиточные слои городов; в результате возникли органы сословного представительства (земские соборы в России, генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феодального государства была абсолютная монархия (см. Абсолютизм), развившаяся в период окончательного преодоления феодальной раздробленности и завершения процесса образования централизованного государства. При абсолютной монархии верховная власть самодержавно и неограниченно принадлежит одному лицу — монарху, без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. В эпоху феодализма существовали своеобразные государства — так называемые города-государства, в которых устанавливалась республиканская форма правления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция и др.). Власть в городах-государствах принадлежала богатой верхушке населения (городской аристократии, патрициату), её представители образовывали городской совет (сенат), избирали высших должностных лиц. Города-государства возникали, как правило, на важнейших торговых путях, в них наиболее широко развивались ремёсла и торговля, раньше всего складывались капиталистические отношения. Для всех государств феодального типа характерна огромная роль церкви как политической и идеологической силы феодального общества, способствовавшей обеспечению и укреплению господства феодалов над массой эксплуатируемого населения.
Буржуазное государство возникло в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия в ходе этих революций шла на компромиссы с дворянством (например, Великобритания), буржуазное государство приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократической республики. Множественность форм правления буржуазного государства осталась и в последующем характерной чертой буржуазного типа государства, хотя различие этих форм существенно сгладилось. «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии» (Ленин В. И., там же, т. 33, с. 35).
Буржуазное государство периода домонополистического капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, то есть отстранение с помощью имуществ, и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов государственной власти. Будучи значительным шагом вперёд по сравнению с феодальными порядками, буржуазная демократия и её основные институты (парламентаризм, принцип равноправия и др.) носили формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение основных усилий государства преимущественно на функции политической, в том числе на военно-полицейской охране интересов господствующих классов внутри и вне страны. Государство этого периода рассматривалось как «полицейский» или «ночной сторож», охраняющий капиталистическую систему, но не вмешивающийся непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме государства значительных позиций дворянско-помещичьих сил. Буржуазная революция, как правило, не ломает старый государственный механизм, который постепенно приспосабливается к потребностям капиталистической системы.
В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата буржуазного государства. Воздействие государства на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и других трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистических идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистического и демократического движений, а с другой — к последовательному сужению социальной базы политического господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства — государства и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли государства связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма.
В условиях государственно-монополистического капитализма, при усложнении технико-производственной стороны жизни общества как следствия научно-технической революции, наряду с расширением функции принуждения значительных масштабов достигают экономическая функция буржуазного государства, а также его идеологическая активность внутри и вне страны. Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой государства в единый механизм в целях спасения капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистический капитал уже не делит ни с кем политическую власть, а буржуазное государство выступает как орган по управлению делами монополистической буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой государственного аппарата.
На политический режим, устанавливаемый буржуазным государством, на его формы правления существенное воздействие оказывает поворот монополистического капитала от буржуазной демократии к реакции как следствие сужения социальной базы государства и использования рабочим классом и другими трудовыми слоями институтов буржуазной демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классическим примером такого государства была нацистская Германия). Однако и при сохранении буржуазно-демократических форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению «сильной личности», возрастает роль правительства и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократические права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистической буржуазии наталкивается на противодействие широких народных масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократических завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества.
Для внешней функции империалистического государства характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистического капитала дважды в 20 веке ввергла человечество в опустошительные мировые войны. Империалистические государства ведут подрывную деятельность, в том числе и идеологическую, против социалистических стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации государств Азии, Африки и Латинской Америки, вставших на путь независимости.
Расширение экономической деятельности империалистических государств изображается буржуазными идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в «государство всеобщего благоденствия», а усложнение политической структуры современного капитализма (рост роли политических партий, профессиональных и иных союзов и организаций) — как процесс «диффузии власти» (см. «Государства всеобщего благоденствия теория», «Диффузии власти» теория). В действительности империалистическое государство было и остаётся основным орудием классового господства империалистической буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистические общественные отношения.
В эпоху крушения колониализма образовалось множество независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке, а колониальные и полуколониальные страны ведут борьбу за национальную независимость. Значительная часть молодых независимых государств по экономическим и социальным чертам (многоукладность экономики и др.) не может быть отнесена ни к одному из основных типов государств. Некоторые из этих государств встали на некапиталистический путь развития, ориентируясь в перспективе на строительство социалистического общества. В этих государствах социалистические ориентации осуществляются серьёзные экономические и социальные преобразования: проведение демократических аграрных реформ, создание государственного сектора в экономике, национализация собственности иностранных монополий и так далее.
Социалистическое государство. В результате социалистической революции, влекущей за собой слом эксплуататорского аппарата государства, возникает принципиально новый тип государства — социалистическое государство. Прообразом государства социалистического типа, первой организацией государственной власти трудящихся во главе с рабочим классом была Парижская Коммуна 1871 года. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году возникло Советское государство — первое в мире государство трудящихся, установилась диктатура пролетариата. В 1924 году встала на путь социалистического развития Монгольская Народная Республика. Разгром германского и итальянского фашизма, а также японского милитаризма во 2-й мировой войне 1939—45 годах, вызвавший бурный рост революционного и национально-освободительного движения во всех регионах мира, привёл к победе народно-демократической революции в ряде стран Европы и Азии, к возникновению государств народной демократии. Образование этих государств означало, что социализм превратился в мировую систему. В 1959 году в эту систему вошла Куба — первое социалистическое государство на американском континенте.
Принципиально новая сущность социалистического государства в сравнении с эксплуататорскими типами государств не могла не вызвать к жизни новых организаций государственной власти. Первой формой социалистического государства явилась открытая В. И. Лениным республика Советов. Построенная по принципу демократического централизма система выборных (снизу доверху) Советов, облечённых всей полнотой государственной власти, явилась в конкретных исторических условиях политической организацией, объединявшей всех без исключения трудящихся и представлявшей наилучшие возможности для государственного руководства массами со стороны рабочего класса и его партии. В странах народной демократии формы политической организации имели ряд особенностей в сравнении с Советами (например, наличие таких общественно-политических организаций, как Народный, или Отечественный, фронт, двух или нескольких партий), что было обусловлено историческими особенностями становления в этих странах государств диктатуры пролетариата. Многообразие форм социалистических государств подтверждает ленинское положение: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 123).
Социалистическое преобразование общества ставит перед государством диктатуры пролетариата разнообразные задачи, с учётом уровня развития экономики и культуры, социальной структуры, национальных особенностей и традиций каждой страны. Но независимо от специфических условий той или иной страны в переходный от капитализма к социализму период перед каждым государством диктатуры пролетариата встают задачи, вытекающие из самой сущности этого периода: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности на основные средства производства, создание экономической основы социализма (социалистическая индустриализация, социалистическое преобразование сельского хозяйства, создание социалистической системы хозяйства), формирование социалистической культуры, воспитание нового человека, обеспечение обороноспособности страны. В соответствии с этими задачами государство осуществляет ряд функций (внешних и внутренних): хозяйственно-организаторскую, культурно-воспитательную, контроля за мерой труда и мерой потребления, защиты социалистического правопорядка и социалистической собственности, обороны страны от нападения извне и борьбы за мирное сосуществование государств с различными социальными системами, функции социалистического государства расширяются и изменяются с развитием социально-экономической структуры общества, успехами социалистического строительства. Так, в результате ликвидации эксплуататорских классов в СССР утратила своё значение функция государства по подавлению сопротивления этих классов. Осуществляя свои функции, социалистическое государство выступает как главное орудие построения социализма и коммунизма, представляет собой политическую организацию подавляющего большинства населения. В процессе развития социалистического государства его социальная база постоянно расширяется, оно все более становится представителем интересов всего народа.
После полной и окончательной победы социализма диктатура пролетариата, выполнив свою историческую миссию, с точки зрения внутреннего развития страны перестаёт быть необходимой, а пролетарское государство закономерно превращается в орган выражения интересов и воли всего народа — общенародное государство (см. Программа КПСС, 1971, С. 101). Такой стадии развития социалистическое государство достигло в Советском Союзе, где оно выступает как политическая организация всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его авангардом — Коммунистической партией. Социальная роль Советского общенародного социалистического государства неуклонно возрастает. В решениях 24-го съезда (1971) подчеркивается роль Советского государства в решении внутренних и внешних задач, стоящих перед советским обществом на современном этапе строительства коммунизма. Значительно расширяются такие функции социалистического государства, как хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная и другие (содержание этих функций на современном этапе конкретизировано Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—75). Современные ревизионисты подвергают критике марксистско-ленинское учение о социалистическом государстве, выдвигая тезис о необходимости отмирания государства сразу после завоевания политической власти. Эта концепция объективно направлена на ослабление социалистических государств. В то же время лево-ревизионистские элементы ратуют за сверхцентрализацию, бюрократизацию всей государственной жизни. В условиях коммунистического строительства постоянно совершенствуется вся политическая система СССР. Пролетарская демократия превращается во всенародную демократию, развертывание которой характеризуется в Программе КПСС как главное направление развития социалистической государственности. Один из ведущих принципов деятельности социалистического государства — широкое привлечение трудящихся к работе государственных органов, К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли историческую перспективу пролетарского государства. Они утверждали, что при коммунизме надобность в государстве отпадёт, поэтому пролетарское государство постепенно само отмирает, хотя это и не означает отмирания всякой общественной власти вообще. Под отмиранием государства они понимали устранение специального аппарата принуждения, публичной политической власти. Экономической предпосылкой отмирания государства Маркс и Энгельс считали такой уровень развития производительных сил, при котором возможно осуществление принципа коммунизма «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям», Ленин подчёркивал коренное отличие государственной диктатуры пролетариата, являющегося диктатурой большинства населения, от государств эксплуататорского типа, называя пролетарское государство «полугосударством» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 231, 167). Он связывал вопрос постепенного отмирания государства с отмиранием некоторых функций социалистического государства, например функции подавления побежденных эксплуататорских классов в связи с ликвидацией таких классов в СССР. Однако «для полного отмирания государства, — писал В. И. Ленин, — нужен полный коммунизм» (там же, т. 33, с. 95). Социалистическое общенародное государство является как бы переходной ступенью к безгосударственной организации общества при коммунизме, когда утвердится общественное коммунистическое самоуправление — негосударственная форма управления экономическими, социальными и культурными процессами бесклассового общества.
Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 333: Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13, с. 6; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8,с.206; его же, Гражданская война во Франции, там же, т. 17 с. 317; его же. Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. 1, с. 422, т. 25, ч. II, с. 354; его же. Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 16—20 и 28—29: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21, с. 156—177; Ленин В. И., Уроки Коммуны, Полн. собр.соч.,5 изд., т.16, с. 451—454; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33, с. 123—307; его же, Государство и революция, т. 33, с. 3—123; его же. Пролетарская революция ренегат Каутский, там же, т. 37, с. 237—259; его же, О государстве, там же, т. 39, с.66-84; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре проле- тариата 4 марта 1919, там же, т. 37, с. 491—509; его же, Детская болезнь «левизны» и коммунизме, там же, т. 41, с. 1—104; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1971;Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., Дело Ленина живет и побеждает, М., 1970: его же, 50 лет великих побед социализма, М., 1967; Аржанов М. А., Государство и право в их соотношении, М., 1960; Бурлацкий Ф.М. Ленин, государство, политика, М., 1970; Гулиев В. Е., Империалистическое государство, М., 1965; Современные буржуазные учения о капиталистическом государстве, М., 1967; Денисов А. И., Сущность и формы государства, М., 1960; его же, Советское государство, М., 1967; Керимов Д. А., Чехарин Е. М., Социалистическая демократия и современная идеологическая борьба, М., 1970; Косицын А. П., Социалистическое государство, М., 1970; Ленинское учение о диктатуре пролетариата, М., 1970;Петров В. С. Тип и формы государства, Л., 1967; Фарберов Н. П., Государство и демократия в период строительства коммунизма, М., 1968; Чиркин В. Е., Формы государства переходного к социалистическому типу, М., 1966; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность, М., 1967; Общая теория государства и права, т. 1. Общая теория государства, Л., 1968; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970, с. 194—342; Ф. Энгельс о государстве и праве, М., [1970], с. 48—136: Мамут Л. С., К. Маркс о государстве как политической организации общества «Вопросы философии», 1968, № 7, с. 29—35; Lowie R. H. Origin of the state. N. Y., 1927; Fried M. The evolution of political society: an essay in political anthropology. N. Y., 1967; Krader L. Formation of the state. Englewood Cliffs. L., 1968; Carneiro R. A theory of the origin of the state // Science. 1970. Vol. 169. P. 733–738; Ancient civilization and trade. Albuquerque, 1975; Service E. Origins of the state and civilization. N. Y., 1975; The early state / Ed. H. J. M. Claessen, P. Skalnik. The Hague, 1978; Wittfogel K. A. Oriental despotism. N. Y.; L., 1981; Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988; Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1994; он же. Государствоведение. М., 2000; Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности / Отв. ред. В. А. Попов. М., 1995; Ideology and the formation of early states / Ed. H. J. M. Claessen, J. G. Oosten. Leiden, 1996; Saward M. The terms of democracy. Oxf., 1998; Кочакова Н. Б. Раннее государство и Африка. М., 1999; Автономов А. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 1999; Баландье Ж. Политическая антропология. М., 2001; Boserup E. The conditions of agricultural growth. New Brunswick, 2005; Skach C. Borrowing constitutional designs: constitutional law in Weimar Germany and the French Fifth Republic. Princeton, 2005; Нерсесянц В. С. Философия права. 2-е изд. М., 2006.