Дишан-Кала (рабат, внешний оборонительный круг), название исторической внешней части древнего города Хива. Хива один из старейших городов Узбекистана и всей Средней Азии. Основана Хива по легендам одним из сыновей Ноя, Симом. Древняя Хива делилась на две исторические части, внутренний город Ичан-Кала (шахристан, внутренний оборонительный круг), и окружающий его внешний город Дишан-Кала. В прошлом город Дишан-Кала был окружен по периметру мощной крепостной стеной. По периметру длина стены составляла около шести километров. Высота стен доходила до восьми метров, толщина крепостной стены у основания составляла около шести метров на верху два три метра. Верх стены зубчатый с бойницами между ними. Через определённое расстояние в стене возводились выступающие наружу оборонительные башни. Десять ворот стены также, как и сама крепостная стена являлись элементами оборонительного комплекса. Стена сложена из традиционного доступного материала того времени, глины с перемешанной соломой. Жидкую глину тщательно перемешивали с соломой, укладывали в прямоугольную форму. Таким образом получали кирпич (саман) который в дальнейшем просушивали на солнце. Такое изготовление кирпича и посей день широко применяется во всей Средней Азии, так как строительство из такого кирпича получается крайне дешёвым так как его не покупают, а делают сами. К сожалению крепостная стена Дишан-Кала в отличии от крепостной стены внутреннего города Ичан-Кала не выдержала испытанием времени. На сегодняшний день стена практически полностью разрушена. Некоторые её части всё же сохранились и время от времени реставрируются. Остатки стены можно увидеть на северо-западе, западе, юге и юго-востоке города. Остатки стены достаточно хорошо различимы на картах Google и Яндекса. Наиболее хорошо сохранившиеся и поряжённые участки расположены на северо-западе и западе города. Многие ворота стены разрушены оставшиеся отреставрированы.
Ворота Дишан-Калы.
Стены Дишан-Калы имели 10 ворот:
- Хазарасп-Дарваза расположены в восточной части города. Ворота были вновь отстроены по приказу Аллакулихана в 1842 году из жженого кирпича при постройке стен Дишан-Кала. Ворота состоят из двух больших смотровых башен, расположенных по сторонам широкого проезда на дороге к Янгиарыку. Над проездом расположена арочная галерея с перилами по бокам, верх которых украшен зубцами. Хотя это единственная декоративная деталь ворот, сооружение производит впечатление выразительностью форм. Ворота соединяют Хиву с населенными пунктами Янгиарык, Багат, Ханки и Хазарасп. Размер: по плану 23,5×6,5 м; высота: 12,2 м.
- Пишканык, ворота были расположены на востоке и взяли своё название от близлежащего кишлака. Они также назывались Кумьяска, потому что махалля (жилой квартал) с таким же названием находился у ворот.
- Ангарик, ворота были расположены на юго-востоке и также получили название благодаря близлежащему кишлаку. Дорога, проходившая через эти ворота, вела к Багишамал — летней резиденции Алла-Кули-хана.
- Шихлар, южные ворота, названые в честь махали, находившейся рядом. До установления советской власти, весь доход от этих ворот передавался в мавзолей Пахлаван Махмуд.
- Тозабаг юго-западные ворота, дорога через них вела ко второй летней резиденции (Феруз) Мухаммад Рахимхана.
- Шахимардан, западные ворота, взявшие своё название от кладбища Шахимардан.
- Дашьяк, северо-западные ворота, названные в честь соседнего кишлака.
- Кош-Дарваза, северные ворота Дишан-Кала на дороге в Ургенч, построены в начале XX-го века. Фасад имеет три цилиндрические башни, с двумя арочными проездами между ними и традиционной галереей с зубчатыми перилами. Служебные комнаты расположены по обеим сторонам от проездов. Главный фасад ворот украшен мозаикой на башнях. Маленькие купола башен оформлены голубой плиткой. Размер: по плану: 25×17 м; высота: 9,45 м.
- Гадайлар, северные ворота, взявшие своё название от соседней махалли.
- Гандимьян, ворота на востоке расположены немного северней ворот Хазарасп-Дарваза. Названы ворота в честь близлежащего кишлака, где в 1873 году был подписан Гандимьянский договор, сделавший Хивинское ханство частью Российской империи. Ворота были снесены, и на их месте построен хлопкоочистительный завод. Ворота Гандимьян были полностью восстановлены в 1970 году по старым чертежам и фотографиям.